Крушение очередного мифа?

     В 2003 г. издательство «Наука» выпустило перевод с французского интересной книги «Жан Батист де Траверсе, министр флота Российского». Автор Мадлен дю Шатне, прапраправнучатая племянница адмирала, много работала в архивах разных стран, стремясь проследить жизненный путь своего предка. Именно эта работа заставила меня несколько по-новому взглянуть на отдельные страницы истории российского флота.

   Что Вы знаете о маркизе де Траверсе? Я, к своему стыду, буквально до знакомства с работой Мадлен дю Шатне - почти ничего. Из школьного курса истории теплилось слабое воспоминание о каком-то морском министре маркизе, действия которого дали неофициальное название Финскому заливу – "Маркизова лужа". Потом к этим "знаниям" прибавились "знания", почерпнутые из какой-то популярной книжонки по истории флота, где сообщалось, что этот министр был французом, страдал морской болезнью и, поэтому проводил маневры Балтийского флота в Финском заливе. Возмущенные российские офицеры, чья душа рвалась на океанские просторы, и дали опостылевшему заливу столь броское название. А о том, почему такой "сухопутный" моряк свыше тридцати лет служил четырем русским императорам и стал кавалером многих российских и иностранных орденов, не рассуждалось – мол, и так понятно, российские цари вечно преклонялись перед всем иноземным. Оказалось, что все, мягко говоря, не совсем так!

   Будущий морской министр Российской империи Жан Батист Прево де Сансак де Траверсе, потомок знатного французского дворянского рода, чьи корни восходят к 11 веку, родился на Мартинике в 1754 г. в семье офицера  королевского флота. Первое свое дальнее плавание Траверсе совершил в пятилетнем возрасте, когда отправился во Францию на учебу. А уже в десятилетнем возрасте в чине юнги королевского флота он участвует в плавании на корабле, капитаном которого был его отец. Цель плавания – борьба с пиратами в Средиземном море. В 12 лет он становится гардемарином и почти сразу же принимает участие в плавании по маршруту Рошфор – Мартиника – Рошфор. Со времен Кольбера Франция уделяла особое внимание воспитанию офицеров для военно-морского флота, ибо защита морских путей, связывающих метрополию с ее заморскими территориями, являлась основой финансового благополучия страны. В головы будущих флотоводцев закладывались обширные знания лучшими умами Франции. Поэтому из морских училищ выходили широко образованные офицеры. Ежегодные учебные плавания, где гардемарины, под руководством опытных наставников, учились управлять боевым кораблем на всех уровнях – работа с парусами, руководство матросами, штурманское дело, борьба за живучесть корабля и т.д. и т.п. формировали настоящих покорителей морей. В 19 лет по выходе из училища Траверсе получил чин мичмана и стал регулярно принимать участие в атлантических плаваниях флота. В 1776 г тринадцать английских колоний приняли Декларацию независимости.  В 1778 г. Франция признает независимость Североамериканских Соединенных штатов, и отправляет эскадру адмирала д'Эстена на помощь восставшим. Траверсе – первый помощник капитана на тридцатишестипушечном фрегате. Вскоре ему присваивают чин лейтенанта 1-го ранга и назначают капитаном восемьнадцатипушечного корвета, захваченного у англичан. Крейсерство в американских водах было весьма успешным. Свыше двух десятков судов были захвачены молодым капитаном. В 1781 г. Траверсе назначается капитаном на двадцатишестипушечный фрегат, и  в составе эскадры генерал-лейтенанта де Грасса он снова уходит  к берегам Америки. За успешные действия в компании Траверсе награждается одним из высших орденов Франции – орденом Святого Людовика. Кроме того, он стал кавалером американского ордена  Цинцината. В 1784 г. Траверсе получает чин капитана первого ранга и становится одним из самых молодых офицеров флота в этом чине. События Великой французской революции привели к развалу флота, многие офицеры оказываются на берегу, а то и в тюрьме. В это смутное время Траверсе узнает, что императрица России Екатерина II приглашает его на службу в российский флот. Тщательно обдумав предложение, он попросил Людовика XVI позволить ему отбыть на службу в Россию. Такое разрешение было получено, и Траверсе отправился в Петербург. Семью он оставил в Швейцарии. Таким образом, он не был простым эмигрантом, которого революционная волна забросила в Россию. Он был лично приглашен Екатериной II, которой требовались молодые талантливые флотоводцы.

  В Петербург Траверсе прибывает весной 1791 г. и назначается командующим парусно-гребной эскадры Балтийского флота в чине генерал-майора. В те времена Балтийский флот состоял из парусной и гребной флотилий. Последняя состояла из гребной и парусно-гребной эскадр. Скоро Траверсе получает чин контр-адмирала и назначается  командующим Гребной флотилией. В его аттестации, которую подал нм имя императрицы непосредственный начальник маркиза адмирал Нассау-Зиген, говорилось, что де Траверсе «… зарекомендовал себя отменным командиром, подчиненные его любят и почитают. Это образцовый офицер и моряк, достойный быть отмеченным Вашим Высочеством».

 После завершения компании осенью 1791 г. он берет отпуск по семейным обстоятельствам и уезжает во Францию. Одновременно на него была возложена секретная миссия по сопровождению посланника братьев плененного Людовика XVI с деньгами для их армии. Екатерина  была довольна действиями командующего гребной флотилии, да и отзывы о новом командире были самые благоприятные.  Поэтому она обещает сохранить за Траверсе его чин и даже выплачивает жалование за год вперед. На родине Траверсе понял, что своего места в новой Франции он не найдет, и летом 1794 г. вместе с семьей отбывает в Россию. Теперь уже навсегда. В России маркиз принимает имя Иван Иванович.

  В конце своего царствования Екатерина II утратила интерес к флоту. Огромные суммы денег, выделенных на нужды флота, разворовывались. На все доклады о воровстве императрица отвечала хорошо известной фразой «Меня обкрадывают, это хороший знак, значит, есть что красть». Воцарение Павла 1, который проявлял глубокий интерес к флоту,  привело к значительным переменам в деле строительства и снабжения флота. Надо сказать, что этот интерес Павла развивался под влиянием Екатерины, которая в  присвоила будущему императору чин генерал-адмирала еще в восьмилетнем возрасте. В начальный период царствования Павла де Траверсе фактически становится его советником по морским делам. Началось реформирование флота. Траверсе докладывал императору о плачевном состоянии дел. В докладных на имя Павла он обращал внимание императора на то, что «использование негодных материалов, пеньки, смолы и пр. дурно сказывается на состоянии судов, тогда как иноземцы вывозят из России все  самое лучшее. Все дело в комиссионных, которые получают лица, ответственные за снабжение флота; им выгодно повышать цены и снижать качество поставляемых материалов». И в другом месте – «Хищениям подвергаются даже самые громоздкие материалы. Крадут якоря, канатные бухты, пушки. О мелких предметах и говорить не приходится». Там же он предлагает и несколько наивный способ борьбы с «несунами» - «надобно, чтобы виновные клеймились позором». Что-то очень хорошо знакомое. Не правда ли?

Одновременно, маркиз отмечал, что «исправлению подлежат лишь отдельные недостатки, ибо основа, заложенная Петром 1, крепка и надежна, ее следует сохранять. В русском флоте нет недостатка в умных и умелых моряках, командирах и офицерах, исполненных талантов, проникнутых чувством чести и готовностью жертвовать собой во славу своей родины». Как все это мало вяжется с утверждениями некоторых историков, что де Траверсе до конца своей жизни так и не смог проникнуться нуждами российского флота.

    В 1797 г. де Траверсе получает чин вице-адмирала и назначается комендантом военно-морской базы Роченсальм в районе Котки. В этой должности маркиз занимался гидрографическими работами для составления надежной карты архипелага, без чего невозможно нормальное функционирование базы. Много внимание Траверсе уделял и слаженному взаимодействию подчиненных ему соединений. За эту деятельность Павел 1 награждает маркиза орденом Анны первой степени. Царствование Павла 1 было временем,  когда слава военно-морского флага России признавалась всеми государствами Европы. Благодаря победоносным действиям эскадры адмирала Ушакова Россия обзавелась средиземноморской базой на острове Корфу и уверено чувствовала себя на всех морях от Балтийского до Черного.

  Восшествие на престол в 1801 г. Александра 1 ничего хорошего флоту не предвещало. Он задумал очередные реформы, чтобы привести флот «от мнимого существования в подлинное бытие». Нетрудно понять, что это означало для флота, находящегося на подъеме, особенно, если учесть, что реформами должен был руководить Специальный Комитет, во главе которого стоял граф Воронцов, считающий, что Россия – сухопутная держава и флот ей не нужен. Сам же Александр 1 как-то обмолвился, что о флоте он может судить «как слепой о красках». Вот в таких условиях должна была продолжаться деятельность Траверсе.  Правда, он получает повышение – чин адмирала. 

   В этом же году Траверсе получил от Наполеона предложение вернуться на родину с полным восстановлением в правах. Бонапарт стремился вернуть во Францию ее знатных сынов, рассеянных революцией по миру. Кто-то вернулся, но Траверсе твердо для себя решил – «Россия ныне мое отечество» и отказался от заманчивого предложения.

   Весной 1802 г. Траверсе назначается командиром Черноморского флота. На Черном море маркиз много сил и энергии отдал делу развития верфей Николаева, созданию современной системы обороны военно-морской базы Севастополя и развитию Херсона. Практически он стоял в начале пути, который привел к последующему процветанию этих городов. Но основной задачей черноморского адмиралтейства было обеспечение деятельности средиземноморской эскадры императорского флота, которая базировалась на Корфу. Эскадра эта под командованием контр-адмирала Сенявина успешно противостояла морским силам Наполеона. Именно за умелое выполнение этой задачи  командир Черноморского флота маркиз де Траверсе был награжден  в 1804 г. орденом Александра Невского. С началом войны с Турцией на плечи командира Черноморского флота легла обязанность по поддержке сухопутных операций. В Министерстве был разработан план по захвату Константинополя совместными действиями средиземноморской эскадры, англичан и черноморской эскадры с семнадцатитысячным десантом. Однако, после получения рапорта Сенявина о том, что англичане отказались от совместных действий ввиду невозможности прорваться к Константинополю малой кровью и рапорта командующего десантом о недостаточной подготовке личного состава, операцию отменили. Впоследствии вину за отмену операции историки возложили на командующего Черноморским флотом.

    Военно-морская деятельность Черноморского флота была связана с противостоянием турецкому влиянию на причерноморские земли и блокаде Дарданелл. За организацию взятия Анапы в 1807 г. де Траверсе был награжден  Крестом св. Владимира.

Кроме планирования военных операций Траверсе руководил постройкой военных судов. В течение двух лет, к 1808 году, на Черном море были спущены три корабля, фрегат и бомбардирское судно, в Херсоне строились еще три линейных корабля. Так, под руководством французского эмигранта возрождались российский черноморский флот и верфи.

   Поражение русской армии при Фридланде привело к печально знаменитому Тильзитскому мирному договору, по которому Александр 1 отдал Наполеону все завоевания российского флота в Средиземноморье. Непобедимый же Сенявин получил предписание выполнять указания своего вчерашнего врага – Наполеона. Вся Средиземноморская эскадра, включающая в себя лучшие суда Балтийского и Черноморского флотов, была для России утрачена.

    И снова маркиз де Траверсе получает предложение Наполеона вернуться во Францию. Французский консул в Одессе передает это предложение маркизу: «Господин маркиз, Вам нужно лишь продиктовать условия Вашего возвращения, император Наполеон готов облечь Вас самыми высокими полномочиям». И снова в ответ – «Ныне мое отечество – Россия».

  В 1809 г. де Траверсе назначается управляющим делами Министерства Военно-Морских  Сил. Работу в этой должности он начал с реорганизации архангельской и петербургских  верфей, чтобы они соответствовали возросшему уровню судостроения. Нынешний вид задание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге приобрело при Траверсе. В 1810 г. де Траверсе императорским указом назначается членом Государственного Совета, а в 1811 г. становится  морским министром.

     Возглавил министерство Траверсе в тяжелое для российского флота время. Морскому министерству, исходя из взглядов Александра 1, выделяется слишком мало средств,  чтобы флот соответствовал возлагаемым на него задачам. Много сил и энергии в это время отдавал адмирал делу обеспечения безопасности на морских путях, строя новые и улучшая старые маяки на Балтике. Пересмотрел он и структуру флотских экипажей, возродив Гвардейский экипаж и упразднив подразделения морских солдат при одновременном обучении матросов основам строевой службы. Это позволило во время войны с Наполеоном формировать из флотских экипажей вполне боеспособные армейские подразделения.  Вскоре за «успешное и ревностное» исполнение обязанностей маркиз награждается орденом Александра Невского с бриллиантами.

    Несмотря на недостаток средств, Траверсе начинает строительство новых кораблей, правда, война с Наполеоном остановила большинство проектов. Суда были достроены в 1814 г. Но заложенные на петербургских верфях 60 канонерских лодок построены были в невиданно короткие сроки с марта по май 1812г. Это значительно усилило гребную флотилию Балтийского флота, на которую выпала основная тяжесть войны 1812 г. Задача Балтийского флота по защите Финского залива была успешно решена.  За действия по защите Балтики совместно со шведским флотом  король Швеции Карл XII возвел адмирала де Траверсе в ранг командора Ордена Меча, Большой крест которого был вручен министру в 1816 г. Участвовал Балтийский флот и в блокаде совместно с англичанами европейских портов. Из матросов же Черноморского экипажа по приказу министра Траверсе сформирован отряд, который, впоследствии, дойдет до Парижа. Принимали участие в сражениях на суше и Гвардейский экипаж, за боевые действия которому было вручено Георгиевское знамя.

   По возвращении из Парижа после победы над Наполеоном Александр 1 наградил высших чиновников своего правительства, которые хорошо справлялись с государственными делами в его отсутствие. Морскому министру было пожалован княжеский титул, но де Траверсе просил Александра оставить ему более редкий в России титул маркиза и от княжеского отказался. Император понял своего министра и удовлетворил его просьбу, вручив маркизу, вместо этого, брильянтовый перстень с собственным портретом и 50 тысяч рублей.  В частной беседе Александр 1 как-то сказал: «Господин маркиз де Траверсе исполнен разнообразных талантов, и я стараюсь при каждом удобном случае воздать ему должное, но все, что бы я о нем не говорил, оказывается лишь бледной тенью его истинных достоинств. Я считаю его своим другом».

     Цепь беспрерывных войн опустошила российскую казну. Александр 1 требовал жесткой экономии от всех ведомств. Особенно это касалось нелюбимого им флота. Несмотря на все запросы министра, флоту выделялось все меньше и меньше денег. Их уже не хватало на постройку новых кораблей, но имеющиеся в строю, должны быть, по мнению министра, боеспособны.  «Практика необходима моряку, без практики и учения никому не стать ни славным адмиралом, ни добрым капитаном. … Надобно как можно лучше использовать краткое время, отпущенное на летние компании. Эскадрам выходящим в море следует производить совместные эволюции и учебные бои. Все моряки должны пройти через испытания маневрами. … По возвращении из кампании на рейде надлежит совершать упражнения с якорем и со сменой позиции в предвидении различных случаев обороны и нападения на неприятеля» - писал в одной из своих инструкций министр. Нет денег на проведение дальних плаваний, будем тренироваться у родных берегов. Следы этой борьбы за боеспособность Российского флота и воплотились в названии «Маркизова лужа». Ведь не каждому дано понять причины, приведшие Балтийский флот к маневрам в Финском заливе. Для многих офицеров эти маневры были неприятны и тем, что если за дальние походы шла надбавка к окладу, то при маневрах в «луже» деньги оставались в казне. А ответственность была не меньшая. Кто в этом виноват? Ну не император же Александр, победитель французов! Конечно, это француз-министр. Гноит он славный российский флот в луже! Именно в это время имела хождение идиотская сплетня, что по требования Англии морской флот России подлежит уничтожению,  и задачу эту выполняет морской министр. А Траверсе продолжает свои усилия в деле развития флота. Уже в 1817 г сходят на воду суда новейшей постройки. В 1816 г. Траверсе подписывает приказ о строительстве первой канонерки с паровым двигателем, которая была спущена на воду в 1818 г. и находилась в строю до 1839 года. Не обходил министр вниманием и Черноморский флот, где командиром  был назначен весьма деятельный вице-адмирал Грейг, благие намерения которого упирались в отсутствие средств.  Осенью 1820 г. де Траверсе пишет в кабинет министров: «За девять лет, что я несу ответственность за морское министерство, не было года, чтобы бюджет отвечал его действительным нуждам. В связи с особыми обстоятельствами Балтийский флот лишился 11 кораблей проданных Испании; причины, повлекшие это решение, и вред, нанесенный им флоту, поистине несоизмеримы!» и несколько далее: «В нынешнее время потребность министерства в средствах значительно превышает те, что ему выделяются. Я считаю своим священным долгом заявить, что продолжающаяся из года в год экономия есть плод ошибочного расчета, могущего повлечь за собой тяжкие последствия. … России нужен флот, чтобы флаг ее уважали, чтобы вести морскую торговлю, чтобы держать в узде своих неприятелей. Этого не будет, если флот не снабжать и не содержать в лучшем виде».

  Немало сделал маркиз для того, чтобы российский флаг уважали и в не лучшие периоды жизни флота, организацией плаваний с целью географических открытий. При личном участии министра были организованы кругосветные плавания О.Е. Коцебу на «Рюрике» (1815-1818 гг.) и  на шлюпе «Предприятие» (1825-1826 гг.),  В.М. Головнина на «Камчатке» (1817-1819 гг.), Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1819-1821 гг.), Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля» (1821-1824 гг.) и на шлюпе «Сенявин» (1826-1829 гг.). Это была великолепная школа, воспитавшая целую плеяду замечательных российских флотоводцев. Исследования в российской Арктике  М.Н. Васильева и Г.С. Шишмарева на «Открытии» и «Благонамеренном», Литке на бриге «Новая Земля», исследования берегов Сибири лейтенантами флота П.Ф. Анжу и Ф.П. Врангелем дали богатый картографический материал. Экспедиции эти принесли России славу великой морской державы. И, если, первая экспедиция Коцебу осуществлялась еще, в основном, на частные деньги, но под военно-морским флагом, что давало определенные преимущества, то все последующие осуществлялись на деньги, которые «выбивал» маркиз для своего министерства. Он сумел заинтересовать Александра своими проектами, и император стал одобрительно относиться к исследовательской деятельности военно-морского флота. Де Траверсе считал такие экспедиции государственным делом, способствовавших укреплению престижа России, и всегда хлопотал о награждении их участников. По завершению плавания Беллисгаузена и Крузерштерна Александр 1 награждает своего морского министра одним из самых почетных орденов - орденом Андрея Первозванного. Практически для всех  экспедиций Траверсе сам писал инструкции, советуясь с опытными мореплавателями, такими, как И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головнин и другими. И не даром архипелаг в Тихом океане, архипелаг в Антарктике и часть южного берега Новой Земли носят имена де Траверсе. Названы они так первооткрывателями (Коцебу, Беллинсгаузен, Литке) в знак признания заслуг маркиза де Траверсе перед российским флотом. Вряд ли этих мореплавателей можно заподозрить в простом чинопочитании. Никогда за всю историю русские моряки не совершали столько дальних плаваний с целью географических открытий, как в то время, когда маркиз де Траверсе был морским министром. И, если за весь XIX век было организовано 20 таких плаваний, то на годы де Траверсе их приходится 13.

   В марте 1821 г. умирает жена адмирала. Удрученный смертью любимого человека и чувствуя, что силы его убывают, де Траверсе подает царю прошение об отставке. Александр 1 прошение не удовлетворяет, но повелевает перенести министерство Военно-морских сил и его канцелярию в имение де Траверсе Романщину в 110 километрах от Петербурга. Текущие дела в Петербурге были возложены на управляющего делами министерства контр-адмирала А.В. Моллера.

      Восшествие на престол в 1825 г. Николая 1 ознаменовалось, помимо восстания декабристов, возвращением монаршего интереса к делам флота. Возобновляется строительство новых кораблей на архангельской и петербургской верфях. Николай 1 решил вмешаться в происходящее на Балканах, для чего требуется сильный флот. К 1827 г. Россия смогла собрать на Балтике под командованием вице-адмирала Сенявина эскадру из 9 линейных кораблей 7 фрегатов,  корвета  и 4 бригов. После высочайшего смотра и манеров, проведенных все в той же «Маркизовой луже» эскадра взяла курс на Портсмут. Там были выделены 4 линейных корабля 4 фрегата и корвет под командованием контр-адмирала Гейдена для совместного с англичанами и французами крейсерства в Средиземном море. Крейсерство это закончилось известным Наваринским сражением. Причем современники отмечали отменную выучку российских экипажей. А это уже  заслуга министра де Траверсе, регулярно проводившего маневры и учения флота в достопамятной «луже». 

В начале 1828 г. Николай награждает Траверсе орденом святого Георгия 4 степени. В этом же году Траверсе снова подает прошение об отставке по состоянию здоровья. Николай 1 удовлетворяет прошение, сохранив  за маркизом министерский оклад и пост члена Государственного Совета.

   Умер маркиз де Траверсе в 1831 г. на 77 году жизни. Похоронен он в своем поместье Романщина рядом с супругой. Могила эта сохранилась до сих пор. На ней стоит чугунный крест с именами адмирала и его супруги.

Три сына маркиза пошли по стопам отца, посвятив себя флоту. Александр Иванович Траверсе младший участвовал в Наваринском сражении и был ранен. Именно он привез в столицу рапорт Гейдена о сражении. Маркиз Александр Иванович старший дослужился до чина вице-адмирала и был губернатором Архангельска. Появление двух Александров Ивановичей в семье связано с трагическими событиями в жизни маркиза. В Россию Траверсе приехал с женой, двумя дочерьми и сыном. В 1796 г. при родах умирает первая жена маркиза. Крестной матерью новорожденного была Екатерина II. По ее пожеланию младенцу дали имя Александр в честь ее любимого внука, будущего императора Александра 1. В качестве подарка крестному сыну она положила в колыбель мальчика патент, присваивающий Александру Ивановичу чина мичмана. Но ребенок серьезно болел, и не было уверенности, что он останется жив. Маркиз попросил императрицу передать патент старшему сыну. Императрица согласилась. Поэтому  Жан Франсуа де Траверсе стал Александром Ивановичем. Но младший все же выздоровел.  Так в семье маркиза стало два Александра Ивановича.

    Императрица и три императора высоко оценивали заслуги маркиза де Траверсе в деле развития российского флота. А вот историки, почему-то, оценивают его деятельность совершенно иначе. С советскими историками дело более-менее понятно, в свет выходят только те труды,  где все, «как надо»: беды страны - от иностранцев. И если даже такой всемирно известный метр советской историографии, как академик Е.В. Тарле, неоднократно подвергавшийся "показательной порке" за отклонения от «генеральной линии», не рискнул характеризовать маркиза иначе как "французский карьерист и проходимец, которому Александр неизвестно почему вручил участь русского флота", то, что говорить об остальных.

    Ну а как оценивалась деятельность маркиза до революции? И там я не встретил положительной оценки его деятельности. Самые мягкие оценки – маркиз де Траверсе служил не России, а императору России. Видя неправильное понимание императором роли флота, он должен был переубедить его или отказаться от должности министра. Конечно, у него были успехи, но раз он не ушел, то полностью ответственен за беды российского флота. Разве, если бы он ушел, что-нибудь бы изменилось? Был ли такой человек, который мог переубедить самодержца всея Руси? А вот де Траверсе и в тех условиях, на мой взгляд, сделал немало. Другие историки более резки в оценке деятельности маркиза. Причем у них виноват маркиз только в бедах флота. Успехи случались либо сами по себе, либо даже вопреки министру. Основное что ему вменяют в вину – упадок флота, вызванный отсутствием денег. Мы все свидетели очередного упадка российского флота, но разве кому в голову приходит винить министра, за то, что из бюджета страны ему отпускают только то, что отпускают? Не смог де Траверсе справиться и с хищениями на береговых базах, с чем он предлагал бороться еще Павлу 1. И на закате деятельности маркиза со складов тащили все, что могли. Никого не удивляло, что транспорты, идущие финскими шхерами попадали в такие "ужасные" шторма, что теряли не только паруса и бегучий такелаж, но и якоря с канатами. В Кронштадте, как писали современники, почти в каждом доме можно было найти вещи с казенным клеймом. И все это объяснялось низкими заработками. Вот если оклады были бы побольше… Знакомо? Виноват ли в этом министр? Может быть и виноват – надо было наладить "контроль и учет", жестче спрашивать и сурово карать. Дали бы такие меры результат? Трудно сказать. Ведь такое происходило и не только на флоте. Да и мы совсем недавно могли наблюдать подобные вещи. Тащили, пока все не растащили. Теперь рвем себя за волосы. Наверное, это всегда так в периоды упадка, и действия министра остались бы только его оправданием для историков. Все критики маркиза любят основывать свое суждение на свидетельстве современника маркиза. Причем  этим современником всегда оказывается изгнанный из рядов флота за рукоприкладство и телесные наказания в бытность Траверсе морским министром барон Штейнгель, впоследствии примкнувший к декабристам. В покаянной записке на имя Николая 1 барон пытается оправдать свое поведение несправедливостью окружающего мира и лично морского министра, который "прекраснейшее и любезнейшее творение Петра Великого уничтожил совершенно". Это очень напоминало донос подчиненного на своего бывшего начальника. Так к этому и отнесся Николай 1. Историки же – несколько иначе. История флота времен Александра 1 писалась, в основном, в конце XIX века, когда большинство интеллигенции относилось к декабристам, как к священной корове. Поэтому мнения декабриста оказалось достаточным для негативной оценки всей многолетней деятельности маркиза. Однако другие современники несколько иначе оценивали деятельность де Траверсе. Его уважали за ум, обширные знания, доброжелательность и порядочность. Занимая высокий пост, он никогда не добивался лично для себя никаких привилегий, но заботился о подчиненных. В 1861 г. в Санкт-Петербурге был опубликован памфлет «О состоянии российского флота в 1824 г.». Автор некто мичман Мореходов дает удручающую картину состояния российского флота с анализом причин. Так как рукопись была случайно обнаружена в архиве вице-адмирала В.М. Головина, бывшего в 1824 г. генерал-интендантом флота, некоторые историки авторство приписывают самому  Головину. Автор видит одну из причин упадка флота в его руководителях.  Давая резко отрицательные характеристики всем морским министрам, автор пощадил только маркиза де Траверсе, хотя и отметил его недостаточную энергию в деле искоренения недостатков.  «Адмирал маркиз де Траверсе, человек с большим умом, со сведениями и знанием  света и людей, по праву иностранца пользовался особенною доверенностью и уважением. Он мог бы во флоте многие беспорядки истребить, если бы был менее стар и более честолюбив». Там же автор отмечает:  «впрочем, к благотворительности он был самый наклонный вельможа. Никакой министр не доставил столько царских милостей и наград своим подчиненным, сколько он, а от сего, невзирая на все вышеизложенное, многие достойные люди остались во флоте».

   Оказывается, что до последнего времени архив министра историки обходили стороной, ибо большинство документов там на французском языке, и только сейчас стали проявлять к нему интерес. А ведь в числе корреспондентов маркиза были весьма известные деятели той эпохи, такие как М.И. Кутузов,  П.В. Чичагов,  Д.Н. Сенявин,  И.Ф. Крузенштерн и многие другие.

    Итак, де Траверсе служил верой и правдой французскому королю, а потом и четырем русским императорам – от Екатерины Великой до Николая I. Времена было весьма не простые – пять войн пришлось на время службы де Траверсе России. Трижды менялись отношения с Францией. И в это сложное время француз маркиз де Траверсе, как я теперь считаю, сделал очень много для России и ее флота. Надо восстанавливать справедливость по отношению к этому человеку.

 

Небольшое послесловие.

Это авторский вариант статьи, журнальный можно увидеть в 5 номере журнала «Капитан-клуб» за 2004 г.



Hosted by uCoz