Чемпионат Санкт-Петербурга 2004 г.
В начале сентября состоялось традиционно самое крупное соревнование питерских яхтсменов – Чемпионат Санкт-Петербурга по парусному спорту среди крейсерско-гоночных яхт. Сентябрь - время, когда большинство крейсерских яхт уже вернулось из дальних странствий и у яхтсменов появляется возможность, если и не стать чемпионом, то, хотя бы, “прикинуться” с ближайшим конкурентом, посмотреть, кто и как “оделся” за год, да и себя показать яхтенному сообществу. Не стал исключением и текущий год. 1 сентября в здании Речного яхт-клуба прошла мандатная комиссия. Заявки на участие в соревнованиях подали 74 яхты в 8 зачетных группах. Отрадным явлением был факт появления новых яхт – в 1 группе была заявлена яхта “Янка” (“Элан 37”), во второй – “Коктебель” (“Бавария”), в 7 – минитонник “Корса”, среди "Драконов" – новейшая пластиковая “Ольга” и великолепно восстановленный “Друг”. Хотя была предусмотрена отдельная группа для современных яхт типа “Open 800”, но поскольку только три яхты этого типа пожелали выяснить отношения, они были объединены с яхтами 6 зачетной группы, где выясняли отношения “четвертаки”. Особенностью соревнований этого года стало твердое требование наличия действительных мерительных свидетельств у яхт, претендующих на участие в соревнованиях. И это не привело к заметному сокращению числа участников, чего некоторые опасались. Желающие принять участие в чемпионате нашли время и средства для прохождения обмера.
Как уже стало традицией, соревновались яхты в двух маршрутных гонках по навигационным знакам в Невской губе (суббота) и 4 гонках по олимпийскому треугольнику, выставляемому в районе Ольгинской мачты (воскресенье).
В первый гоночный день умеренный восточный ветер и солнечная погода обеспечили великолепные условия на дистанции. Уже через 2,5 часа после старта лидер 1 группы яхта “Мир” (капитан Куликов А.) пересекла линию финиша, показав среднюю скорость на дистанции свыше 6 узлов.
Зато на следующий день ветер “скис”. Старт был отложен. На
солнце некоторым яхтсменам стало так жарко, что они рискнули на сентябрьское
купание. Многочасовое ожидание ветра закончилось тем, что при малейшем намеке
на движение воздуха был дан старт, да и то только потому, что курс на верхний
знак лежал в сторону родной гавани.
Скоро и эта пародия на ветер закончилась, и гонка была прекращена. Увы,
гоночный день пропал, но отдых на воде в окружении друзей удался.
Следующий гоночный день суббота. И снова солнце и ветер. Правда, на этот раз, с запада. К
моменту старта скорость ветра на порывах превышала 12 м/сек. На открытом
пространстве Невской губы такой ветер разогнал приличную волну. Весьма сложным
оказался путь к финишу – почти чистый фордевинд на волнении требовали от всей
команды внимательной работы с парусами. Особенно при движении под спинакером,
когда малейшая ошибка экипажа может кинуть яхту в брочинг, что не однократно и
наблюдалось на дистанции. А некоторые яхты круто приложило сразу после финиши,
когда, очевидно, команда несколько расслабилась и потеряла бдительность при
уборке спинакера. Лежащий почти на борту с полощущимся спинакером 13-иметровый
“Цетус” представляет весьма впечатляющее зрелище. Не менее эффектно выглядит
брочинг "тонника"
перед самым финишем. В целом гонка прошла успешно, хотя и были сошедшие с
дистанции из-за проблем с такелажем. Оставался один гоночный день, на который
намечалось проведение 2 гонок –
чемпионат города из 4 гонок? Увы, да, если позволит погода, если нет то, вообще
придется ограничиться проведенными двумя. Маловато будет.
Воскресенье встретило гонщиков унылой, пасмурной погодой с весьма умеренным южным ветром. Результаты гонок этого дня и должны были выявить чемпионов, почти во всех зачетных группах. Интрига сохранялась до финиша фаворитов в последней гонке. Так, в 1 зачетной группе после 2 гонок лидерство захватил “Мир”, на втором месте уверенно обосновался чемпион 2003 года “Interloper” (капитан Ганичев С.), который мог подтвердить свое чемпионство, выиграв обе оставшиеся гонки. И в третьей гонке он пришел первым, но 4 гонку безнадежно проиграл, став экс-чемпионом. А вот на третье место были три претендента с равным количеством очков – “Заря” (капитан Коростиленко П.), “Греза” (капитан Бойков К.) и “Ариэль” (капитан Степанов Г.), но 2 и 1 место "Зари" в последних гонках утвердили ее на третьем месте. Во 2 группе на 1 месте, казалось, уверенно обосновался чемпион 2003 года “Белая Ночь” (капитан Голованов С.), а вот на 2 место было сразу 3 претендента с равным числом очков. Проиграв 3 гонку (6 место) "Белая Ночь", чтобы подтвердить свое чемпионство, должна была выиграть последнюю гонку, или надеяться на плохое выступление ближайшего конкурента - "Девы" (капитан Мироненко В.). Ни того, ни другого не произошло и при равенстве очков, преимущество было отдано "Деве", как имевшей большее число первых приходов. А вот на третье место вырвалась "Аризона" (капитан Комель В.), хотя после первых двух гонок ее не было в числе претендентов на это место. Но успешное выступление в последний день (3 и 1 места), и она – третья. Среди яхт класса Л-6 минимальное количество очков имели две яхты – “Ника” (капитан Манухин В.) и “Лилия” (капитан Гарматий И.), третьей шла “Онега” (капитан Бриллиантов Н.). Всю третью гонку шла напряженная борьба между конкурентами, и на финиш они пришли друг за другом с минимальным разрывом, но первой была "Онега", затем "Лилия". То, что это не случайность показала четвертая гонка – опять "Онега" первая, за ней – "Лилия". "Онега", имея равное количество очков с "Лилией", стала чемпионом, ибо у нее было больше первых приходов.
5 зачетная группа была единственной, где откровенных "споров" не было, но фаворитов отделяло друг от друга всего одно очко, и две последние гонки могли полностью изменить картину. Но этого не произошло, и чемпионом впервые стала "Ариадна", капитан которой А. Калиниченко подтвердил свой чемпионский титул, завоеванный им в 2003 г на яхте "Гепард". Второй стала "Джина", сменившая владельца и капитана, (капитан Татаринцев В.). Третье место занял "Горн" (капитан Хабаров Б.). В 6 группе после 2 гонок при безусловном лидерстве "Багиры" (капитан Темес С.), на 2 место претендовали "Квартет" (капитан Мальгин Ю.) и "Бемби" (капитан Чижик Л.). Однако отличное выступление "Квартета" в воскресенье, выигравшего обе гонки у "Багиры" привело к интересной коллизии – у обеих яхт были равны не только заработанные очки, но и число 1, 2, и 3 мест (ниже они не опускались). В этом случае правила рекомендуют отдать предпочтение участнику, опередившему конкурента в последней гонке. Таковым был "Квартет".
В 7 группе вначале лидерство захватил "Тип-Топ" (капитан Грибин С.), за ним шли с равным количеством очков "Акварель" (капитан Куликов Ю.) и чемпион 2003 г. "Колибри" (капитан Маркасов С.), но плохое выступление Грибина в последних гонках и блестящее – Маркасова расставило все по своим местам. "Колибри" – снова чемпион. Среди "Драконов" после 2 гонки лидером стал чемпион 2003 года "Дьяволенок" (капитан Ренни О.). Два первых прихода "Викинга" (капитан Вовк В.), и не очень хорошее выступление "Дьяволенка" в воскресных гонках позволили первому стать чемпионом. Третье место занял "Яхонт" (капитан Кудрявцева Т.).
Многочисленные случаи равенства очков, набранных яхтами в регате, обусловлены применением линейной системы при подсчете результатов, которую впервые (на моей памяти) гоночный комитет решил применить при подведении итогов чемпионата. Система разработана для регат, состоящих, как правило, из большого числа гонок на олимпийской дистанции. Она, на мой взгляд, не очень удобна в том случае, когда результаты определяются по небольшому числу гонок, и не оправдана для регат, состоящих из гонок на дистанциях разного типа, как в данном случае – маршрутные гонки и гонки по олимпийскому треугольнику. Но таково было решение гоночного комитета.
Несмотря на уменьшение числа гонок, а может быть именно благодаря этому, чемпионат отличался острой спортивной борьбой и являл собой весьма красочное зрелище, особенно на третий день соревнований – пенящееся море, усеянное разноцветными спинакерами – красота, да и только. Жаль только, болельщиков вокруг не было, да и СМИ, в основном, не уделили внимания этому событию. Так Питер - морская столица, или …?